Сайт учителя русского языка и литературы МБОУ Школа № 14 города Сарова Леонтьевой Марии Николаевны

Консультация для родителей "ПОЛУЧИШЬ ДВОЙКУ - БУДЕШЬ ДВОРНИКОМ"

Материал из блога психолога Вадима Мекка, с которым я занималась на индивидуальных консультациях в течение 3 месяцев.

"ПОЛУЧИШЬ ДВОЙКУ - БУДЕШЬ ДВОРНИКОМ" 
Знаете, что будет с вашим ребенком после такого напутствия? 
И где эти толпы дворников?

Я работаю с такими уже выросшими детьми, которых вот так запугивали. И могу точно сказать, как "работает" данное послание. 


-— Про нас - родителей и наше воздействие на детей —- 

Итак, вы тревожитесь и раздражены. Да, страхи и злость - это ваше состояние, и его придется признать. Так вы поможете себе и своему ребенку. 

Вы обозначите границу: проблема не в нём. А в том, что вы боитесь за его будущее. Вы доверяете ему в том, что он сможет прожить свой опыт, в том числе ошибки, с пользой для себя. 

Вы злитесь, что он не соответствует вашим ожиданиям. Злитесь, что вот тот час же не стал отличником и не может наладить отношения с учителями. (Ах, эти идеальные учителя!) 

Это восприятие ситуации, как опасности. Ведь гнев и страх - это две бессознательные эмоциональные реакции на угрозу. И это негативное восприятие ситуации ещё не всё. 

К этому восприятию прибавляется ещё и негативный прогноз. 

Вы опасаетесь, что если он не пойдет ещё на одно дополнительное занятие, не просидит ещё час за учебником, проболтает "лишний" час с другом, не получит очередную пятерку, то... 

Непременно не сдаст ЕГЭ, не поступит, и пойдет дворником или торговать на рынок. 

И вы втыкаете как жало в ребёнка эти негативное состояние и отрицательный прогноз. 

Почему вы тревожитесь? Потому что у вас в голове одна-единственная модель того, что должно произойти, чтобы все было хорошо. Эта модель представляется вам в виде бесконечных занятий, и отсутствия других, побочных интересов. 

И вас так научили, вас запугивали. Теперь вы запугиваете своего ребенка. 

Почему вы не верите, что он сам может справится, что он сам может поставить себе задачу, сам извлечет уроки из ошибок? 

Это самая большая проблема нашего общества. Мы не верим своим детям, и считаем, что их нужно контролировать. Только так они вырастут нормальными людьми. 

Итак - это мы - взрослые. А что же наши дети, которые становятся взрослыми и потом приходят ко мне и в красках описывают свои проблемы? 

-— Про последствия —- 

Дети привыкают, что доверять себе нельзя. Привыкают к контролю. Привыкают к тому, что вы лучше знаете, как им жить. И тогда у них пропадает собственная мотивация что-либо для себя делать. Они пассивно ждут, когда вы за них решите их дела. 

В некоторых случаях дети протестуют. Они не хотят тотального контроля. Вы теряете отношения с ними. Или они не бунтуют, а просто не верят вам. Они втихаря, или открыто, живут своей жизнью, а вы теряете отношения с ними, теряете их доверие. 

Есть еще один вариант развития событий. Если дети видят, что вы не справляетесь со своей жизнью - у вас нет взрослой, ответственной позиции, они начинают становиться родителями для вас. Они учатся ради вас. Чтобы вы были довольны. Они действительно многого могут достичь. Но они ужасно боятся, каждый день. Боятся совершить ошибку, или что-то упустить. 

В общем, нет ни одного здорового варианта, чтобы страшилка сработала. В зависимости от того, насколько напуган ребёнок, будет формироваться его невроз, или возникнет его сопротивление, или вы потеряете с ним всякий контакт. 

Чем сильнее напуган - тем сильнее он будет делать то, что вы захотите. Станет послушным и безынициативным. Но радости жизни у него не будет. 

Если напуган меньше - будет протест, сопротивление, и потеря близких отношений. Плюс привычка спорить и противостоять любым мнениям, включая полезные и безобидные. 

По какому пути вы выстраиваете свои отношения с детьми? А вы какими выросли, получая критику и страшилки?

Оставить комментарий: